Готовое ООО
Регистрация ООО
Внесение изменений в ООО
Ликвидация ООО

Как приобрести ООО максимально быстро, экономично, с необходимыми гарантиями и дополнительной поддержкой?

Подробнее

Какой минимальный срок регистрации ООО? Что необходимо для начала процедуры регистрации?

Подробнее

Вам нужно быстро внести изменения в учредительные документы? Необходимо получить профессиональную консультацию? Вашей компании нужна компетентная правовая поддержка?

Подробнее

Одним из основных видов деятельности нашей фирмы является помощь в проведении процесса ликвидации организаций.

Предлагаем несколько способов ликвидации предприятия:

Подробнее

Цена
от 50 000 руб

Цена
от 35 000 руб

Цена
от 16 000 руб

Цена
от 50 000 руб

Время 3 дня Время  10 дней  Время 10 дней

Время 3-6 месяцев 

Аудит, бухгалтерское сопровождение, налоговое и юридическое консультирование

Подробнее

О внесении изменений и дополнений в правила (стандарты) аудиторской деятельности

В процессе гармонизации национальных Правил (стандартов) аудита в них вносятся определенные дополнения и изменения, позволяющие установить единые требования в соответствии с международными стандартами аудита. Они коснулись и Правила (Стандарта) N 32 "Использование аудитором результатов работы экспертов".

Экспертом является физическое лицо, обладающее специальными навыками, знаниями и опытом и осуществляющее деятельность в определенной области, отличной от сферы оказания бухгалтерских и аудиторских услуг. Привлечение эксперта связано с необходимостью использования специальных знаний профессионалов для работы в качестве актуария или инженера. Эксперт может быть привлечен как аудитором, так и аудируемым лицом.
В процессе получения аудиторских процедур в целях получения обоснованных аудиторских доказательств аудитору может потребоваться профессиональная оценка определенных видов внеоборотных активов (например, зданий, сооружений, оборудования, предметов искусств) либо оценка количественного содержания полезных компонентов в минеральном сырье и т.д.
Для оценки деятельности аудируемого лица аудитор должен определить целесообразность привлечения эксперта с учетом знания и опыта членов аудиторской группы и риска существенного искажения информации исходя из сложности материалов проверки, подлежащих исследованию.
При этом аудитор обязательно должен оценить профессиональную компетентность эксперта, а именно:
- наличие у него профессионального аттестата, лицензии или членство в соответствующей профессиональной организации;
- репутацию эксперта и его опыт в конкретной области для получения объективных доказательств, необходимых аудитору.
Однако эксперт не должен быть сотрудником аудируемого лица и не может быть связан с этим лицом, например иметь инвестиции в аудируемое лицо.
Для получения достаточных аудиторских доказательств эксперту должно быть выдано в письменной форме техническое задание, содержащее следующие вопросы:
- цели и объем работы эксперта;
- общее описание задач, которые должны быть даны в отчете эксперта;
- порядок взаимоотношений эксперта с аудируемым лицом и доступ его к соответствующей информации;
- информация о методах и допущениях, используемых экспертом, и о соответствии этих методов при использовании в предыдущие отчетные периоды;
- конфиденциальность информации об аудируемом лице.
Результаты работы эксперта должны быть представлены в виде отчета в письменной форме, на основе которого аудитор должен оценить результаты его работы. Эти результаты должны соответствовать общему пониманию деятельности аудируемого лица, достигнутому аудитором. С этой целью аудитор рассматривает необходимость выполнения определенных процедур:
- направляет запрос о выполненных экспертом процедурах для определения надежности источника информации;
- производит тестирование данных, использованных экспертом.
Эксперт самостоятельно определяет характер использованных допущений, т.е. их разумность и целесообразность, так как аудитор не обладает соответствующими специальными знаниями. Однако если результаты работы эксперта противоречат другим аудиторским доказательствам, то аудитор должен обсудить ситуацию с руководством аудируемого лица, а также с экспертом или модифицировать аудиторское заключение.
Следует отметить, что в положительном аудиторском заключении не должно быть ссылки на результаты работы эксперта. Если же аудитор принимает решение о выдаче модифицированного заключения, то в этом случае целесообразно сослаться на работу эксперта, который должен дать аудитору письменное разрешение на включение его выводов в аудиторское заключение. При отказе эксперта аудитор должен получить юридическую консультацию для определения дальнейшего плана действий, а после этого он самостоятельно на основе профессионального суждения принимает необходимое решение.
Дополнения и изменения коснулись и Стандарта N 33 "Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности". Это Правило (Стандарт) разработано на основе международных стандартов и устанавливает единые требования к обзорной проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности. Однако обзорная проверка не является аудитом в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", а потому аудиторская организация или индивидуальный аудитор при выполнении такой проверки называются исполнителем, а аудируемое лицо - хозяйствующим субъектом.
При проведении обзорной проверки исполнитель должен исходить из этических норм и принципов (Стандарт N 1).
Исполнитель должен планировать обзорную проверку с позиции того, что могут существовать причины, вызывающие существенные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности. Поэтому исполнитель путем запросов и аналитических процедур должен получить достаточные доказательства.
В Стандарте дано определение обзорной проверки, которая представляет собой совокупность обзорных процедур, проведение которых целесообразно при данных обстоятельствах для достижения цели, установленных данным Правилом (Стандартом). Необходимые для проверки процедуры определяются самим исполнителем с учетом требований законодательства и нормативно-правовых актов Минфина России.
По результатам проверки исполнитель представляет заключение, в котором отмечает, что в ходе проверки не выявлены факты о возможности существенного искажения финансовой отчетности хозяйствующего субъекта (негативная уверенность отсутствует).
Условия проведения обзорной проверки должны быть согласованы исполнителем с хозяйствующим субъектом и отражены в договоре оказания услуг. Указанные условия должны включать:
- цель проведения проверки;
- объем проверки, включая ссылку на Правило (Стандарт) N 33;
- ответственность руководства хозяйствующего субъекта за финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
- обеспечение хозяйствующим субъектом доступа ко всем учетным данным и документации, необходимым для проверки;
- форму заключения с указанием на то, что обзорная проверка не является способом выявления ошибок, незаконных действий, а по результатам проверки не будет высказано мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности.
Исполнитель перед проведением проверки должен составить план, включающий организационную структуру хозяйствующего субъекта, систему бухгалтерского учета, характер активов, обязательств, доходов, расходов, хозяйственные операции.
Помимо этого исполнитель должен иметь представление о технологических процессах, продаже продукции, местонахождении производственных объектов, о связанных (аффилированных) лицах. Эта информация необходима для составления запросов и разработки процедур проверки.
Исполнитель в ходе обзорной проверки ведет документацию, подтверждающую, что проверка проведена в соответствии с данным правилом (стандартом) аудиторской деятельности.
Процесс проведения обзорной проверки должен быть основан на профессиональном суждении исполнителя исходя из опыта его предыдущей проверки; понимания деятельности хозяйствующего субъекта; особенностей учетной политики в конкретной отрасли экономики; существенности хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета; характера информационной системы бухгалтерского учета и степени влияния руководства на показатели бухгалтерской отчетности.
При этом исполнитель должен исходить из тех же методов при определении существенности хозяйственных операций и остатков по счетам, что и при аудиторской проверке. Однако при обзорной проверке следует иметь в виду более высокий риск необнаружения искажений, чем при аудите.
Важными элементами обзорной проверки являются процедуры, включающие:
- получение исполнителем общего представления о деятельности хозяйствующего субъекта в определенной отрасли экономики;
- запросы в части учетной политики, порядка отражения в учете и обобщения информации для отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- аналитические процедуры, необходимые для выявления обстоятельств, связанных с корректировкой показателей предыдущих периодов;
- сравнение показателей текущего и предыдущих периодов в финансовой отчетности, изучение соотношений различных показателей отчетности, которые лежат в основе прогнозирования деятельности хозяйствующего субъекта;
- запросы в отношении решений, принятых на собраниях акционеров, на заседаниях совета директоров, влияющих на финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
- изучение финансовой отчетности с точки зрения ее соответствия правилам ведения бухгалтерского учета; получение заключений других аудиторов (исполнителей);
- запросы сотрудников хозяйствующего субъекта, которые заняты составлением отчетности, о полноте отражения информации в учете; о соответствии финансовой отчетности правилам ведения бухгалтерского учета; об изменениях в деятельности хозяйствующего субъекта с указанием конкретных причин;
- получение в случае необходимости от руководства хозяйствующего субъекта разъяснений в письменной форме.
В Стандарте N 33 дан Примерный перечень процедур, которые могут быть проведены в ходе обзорной проверки.
По процедурам общего характера необходимо:
- обсудить условия и объем обзорной проверки с хозяйствующим субъектом;
- сделать запрос об отражении в финансовой отчетности информации - полностью, своевременно, после одобрения руководством соответствующего уровня;
- получить оборотную ведомость, определить ее соответствие главной книге и отчетности (балансу);
- сделать запрос об учетной политике и ее соответствии основным правилам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
- ознакомиться с протоколами общих собраний акционеров, совета директоров для выявления вопросов, важных для обзорной проверки;
- сделать запрос об условных фактах хозяйственной деятельности и условных обязательствах;
- сделать запрос о связанных сторонах (аффилированных лицах), об учете таких операций и раскрытии информации в финансовой отчетности;
- запросить информацию о планах продажи основных средств или сегментов деятельности;
- получить финансовую отчетность за текущий и предыдущий периоды и обсудить ее с руководством хозяйствующего субъекта;
- рассмотреть последствия неисправимых ошибок и довести до сведения руководства хозяйствующего субъекта последствия таких ошибок на заключение по результатам обзорной проверки.
Далее в Приложении рассмотрен перечень процедур по отдельным объектам учета.
По денежным средствам необходима информация о сверке счетов с выписками из расчетных и иных счетов в банках, о переводах денежных средств в банке с одного счета на другой, о купле-продаже иностранной валюты в период обзорной проверки.
По дебиторской задолженности необходимо запросить информацию об учетной политике в части отражения в бухгалтерском учете задолженности по расчетам с поставщиками, подрядчиками, покупателями, о создании резерва по сомнительным долгам; получить реестр дебиторской задолженности и проверить соответствие его итоговой суммы данным оборотной ведомости; запросить информацию по срокам погашения дебиторской задолженности, по причинам возникновения наиболее крупных сумм задолженности; запросить информацию о том, является ли дебиторская задолженность следствием исполнения поручительства, учета векселей и т.п.
По материальным запасам необходимо получить перечень запасов и определить, соответствует ли итоговая сумма запасов данным оборотной ведомости, определить, составлен ли перечень запасов с учетом информации по их инвентаризации; проанализировать корректировки, сделанные в результате последней инвентаризации запасов. Запросить, как осуществляется оценка каждого вида запасов и проводится ли переоценка запасов на конец отчетного года, а также как осуществляется контроль за движением запасов. Сравнить оборот запасов с аналогичным показателем предыдущего периода. Запросить, имеет ли место передача запасов в залог, на ответственное хранение, на комиссию и отражаются ли такие операции в учете.
Финансовые вложения. Запросить информацию об учетной политике по финансовым вложениям, об их балансовой стоимости и риске ликвидности, об учете долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, об учете доходов и расходов хозяйствующего субъекта.
Основные средства и амортизация. Запросить перечень объектов основных средств, стоимость этих объектов, сумму начисленной амортизации и сравнить с данными оборотной ведомости. Запросить информацию об учетной политике в части начисления амортизации. Обсудить с руководством хозяйствующего субъекта порядок учета операций по приобретению и выбытию объектов основных средств и по отражению на счетах бухгалтерского учета прибылей и убытков от продажи или иного выбытия основных средств. Выяснить, как отражаются в учете и финансовой отчетности операции по получению в аренду или сдаче в аренду объектов основных средств.
Расходы будущих периодов, нематериальные активы. Запросить информацию о порядке ведения учета расходов будущих периодов и нематериальных активов. Выяснить способы начисления амортизации по нематериальным активам и порядок списания расходов будущих периодов.
Кредиты и займы. Запросить перечень кредитов и займов с выделением основной суммы долга и процентов, причитающихся, но не перечисленных на дату составления отчетности. Выяснить, было ли предоставлено обеспечение по кредитам и займам.
Кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Получить реестр кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками и проверить соответствие итоговой суммы данным оборотной ведомости. Запросить информацию о сверке остатков по счетам кредиторской задолженности с данными кредиторов и сравнить с аналогичными данными за предыдущий период. Запросить данные по кредиторской задолженности перед акционерами, руководителями, членами совета директоров и прочими связанными (аффилированными) лицами.
Условные факты хозяйственной деятельности. Необходимо получить реестр начисленных сумм по обязательствам и сравнить итоговую сумму с данными оборотной ведомости и с аналогичными показателями предыдущего периода. Запросить информацию о способах расчета суммы по обязательствам и о характере операций, отраженных в составе условных обязательств. Выяснить, существуют ли какие-либо условные обязательства, которые не отражены на счетах бухгалтерского учета. Обсудить с руководством хозяйствующего субъекта возможность создания резерва с отражением в балансе.
Налог на прибыль и прочие налоги. Запросить руководство хозяйствующего субъекта о спорах с налоговыми органами по поводу налоговых обязательств, подлежащих уплате, а также проверить информацию об учтенных текущих и отложенных налоговых обязательствах (активах) с учетом входящих остатков по счетам.
События после отчетной даты. Запросить у руководства хозяйствующего субъекта промежуточную финансовую отчетность на последнюю дату и сравнить ее с отчетностью за сопоставимые периоды прошлого года. Запросить информацию о событиях после отчетной даты, в частности:
- имели ли место условные факты хозяйственной деятельности либо значительные обязательства после даты составления финансовой отчетности;
- имели ли место существенные изменения условного капитала, долгосрочной задолженности, собственных оборотных средств в период с отчетной даты до даты запроса;
- были ли внесены существенные корректировки в период между датой запроса и датой составления финансовой отчетности и была ли необходимость во внесении корректировок;
- на основе протоколов общих собраний акционеров, состоявшихся после отчетной даты, ознакомиться с наиболее существенными изменениями финансового состояния хозяйствующего субъекта.
Капитал. Запросить перечень операций, которые нашли отражение на счетах бухгалтерского учета. Выяснить, есть ли ограничения в отношении счетов нераспределенной прибыли и других счетов собственного капитала.
Судебные дела и претензионные споры. Запросить у руководства хозяйствующего субъекта информацию о текущих или предстоящих судебных процессах и оценить их с точки зрения последствий для финансового положения.
Исполнитель должен запросить информацию о событиях после отчетной даты составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые могут потребовать внесения корректировок.
Если же у исполнителя есть основания полагать, что информация обзорной проверки может быть существенно искажена, то он должен провести дополнительные процедуры для подтверждения того, что необходимо представить модифицированное заключение.
В заключении по результатам обзорной проверки должно быть указано, что исполнитель не обнаружил фактов, свидетельствующих о недостоверности финансовой отчетности; описание обстоятельств, искажающих достоверность финансовой отчетности, включая количественное определение обстоятельств, влияющих на показатели отчетности; описание существенного ограничения объема обзорной проверки и раскрытие негативной уверенности исполнителя относительно возможных корректировок, приводящих к невозможности обеспечить какую бы то ни было степень уверенности.
Исполнитель датирует заключение по результатам обзорной проверки тем днем, когда она была завершена. Помимо исполнителя заключение подписывается и утверждается руководством хозяйствующего субъекта.
Дополнения и изменения, внесенные в Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, позволяют обеспечить единые требования к качеству проводимых аудиторских проверок как аудиторскими организациями, так и индивидуальными аудиторами.

Литература

1. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ.
2. Использование аудитором результатов работы эксперта: Правило (Стандарт) N 32.
3. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности: Правило (Стандарт) N 33.

В.А.Терехова
Д. э. н.,
профессор
Финансовая академия
при Правительстве Российской Федерации,
заслуженный работник
высшей школы Российской Федерации
Подписано в печать
12.01.2009

Все новости