Готовое ООО
Регистрация ООО
Внесение изменений в ООО
Ликвидация ООО

Как приобрести ООО максимально быстро, экономично, с необходимыми гарантиями и дополнительной поддержкой?

Подробнее

Какой минимальный срок регистрации ООО? Что необходимо для начала процедуры регистрации?

Подробнее

Вам нужно быстро внести изменения в учредительные документы? Необходимо получить профессиональную консультацию? Вашей компании нужна компетентная правовая поддержка?

Подробнее

Одним из основных видов деятельности нашей фирмы является помощь в проведении процесса ликвидации организаций.

Предлагаем несколько способов ликвидации предприятия:

Подробнее

Цена
от 50 000 руб

Цена
от 35 000 руб

Цена
от 16 000 руб

Цена
от 50 000 руб

Время 3 дня Время  10 дней  Время 10 дней

Время 3-6 месяцев 

Аудит, бухгалтерское сопровождение, налоговое и юридическое консультирование

Подробнее

Комментарий к Федеральному закону от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

"Нормативные акты для бухгалтера", 2009, N 2

 

С 1 января 2009 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ), который вносит революционные изменения в регулирование аудиторской деятельности. Предполагается, что реализация предусмотренных этим Законом мер значительно приблизит нормы законодательства России в области аудиторской деятельности к признанным международным стандартам аудита.
Важно, что новым Законом предусматривается отмена лицензирования аудиторской деятельности с 1 января 2010 г., которое заменяется обязательным членством аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских организациях (п. 2 ст. 23 Закона N 307-ФЗ).
Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны вступить в саморегулируемые организации (далее - СРО). Новый Федеральный закон содержит прямую ссылку на Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях") (ст. 2 Закона N 307-ФЗ). Отметим, что минимальная численность членов СРО должна составить 700 аудиторов либо 500 аудиторских компаний, в которых работают не менее трех аудиторов (пп. 1 п. 3 ст. 17 Закона N 307-ФЗ). Также данным саморегулируемым организациям передаются контрольные функции по осуществлению надзора за качеством работы аудиторов, по повышению их квалификации и по ведению реестра аудиторов и аудиторских компаний (ст. 10 Закона N 307-ФЗ).
С 1 января 2010 г. оказание аудиторских услуг лицами, не являющимися членами одной из саморегулируемых организаций, запрещается. Переоформление лицензий на осуществление аудиторской деятельности, срок которых истек в период с 01.01.2009 по 01.01.2010, не требуется (ст. 23 Закона N 307-ФЗ).

Аудитором может стать каждый

В отличие от ранее действующего порядка к экзаменам на получение квалификационного аттестата аудитора будет допускаться более широкий круг лиц. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования (п. 3 ст. 11 Закона N 307-ФЗ). Новая норма вступает в силу с 1 января 2011 г. Напомним, что пока обязательным требованием к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора является наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию (ст. 15 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ - частично отменяется с 1 января 2010 г.). Отметим, что требования о наличии профессионального стажа не менее трех лет сохранились, однако теперь необходимо, чтобы не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы приходились на работу в аудиторской организации (п. 1 ст. 11 Закона N 307-ФЗ).
Не секрет, что в финансовом секторе экономики вообще и в области бухгалтерского учета и аудита в частности трудится значительная часть специалистов, имеющих иное "базовое" высшее образование. Это обстоятельство являлось существенным препятствием для получения квалификационного аттестата аудитора. Теперь это препятствие, которое вызывало справедливую критику всего профессионального сообщества, будет устранено с 1 января 2011 г.

Переходный период

Важно, что до 1 января 2010 г. в порядке, установленном до дня вступления в силу комментируемого Федерального закона, осуществляется лицензионный контроль в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности (п. 3 ст. 23 Закона 307-ФЗ). Для специалистов бухгалтерских служб это означает, что проверять их отчетность в 2009 г. с выдачей аудиторского заключения могут только те аудиторы и аудиторские организации, которые имеют действующие лицензии. Вновь созданные, например, в 2009 г. аудиторские организации, даже при условии членства в СРО выдавать аудиторское заключение в 2009 г. не имеют права.
Обращаем Ваше внимание, что комментируемый Закон об аудиторской деятельности полностью отменяет предыдущий Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" только с 1 января 2011 г. (п. 3 ст. 25 Закона N 307-ФЗ). А в переходный период с 2009 по 2011 г. будут действовать оба, причем предыдущий - частично.

Прочие новшества

Общий объем прав и обязанностей проверяемых организаций в новой редакции Закона существенно не изменился. Законом определены также меры дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО, допустивших нарушение требований федерального законодательства, единых стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. Перечень таких мер не ограничен, поскольку саморегулируемым организациям предоставлено право устанавливать дополнительные требования к своим членам, а также предусматривать дополнительные меры дисциплинарного воздействия (ст. 20 Закона N 307-ФЗ).
Интересным нововведением является обязанность СРО аудиторов обеспечения дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов (п. 3 ст. 17 Закона N 307-ФЗ). Порядок создания и использования компенсационного фонда определяется уже Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" (п. 14 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).
В Законе о саморегулируемых организациях говорится, что к возможным способам обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями их услуг или иными лицами относится создание личного и (или) коллективного страхования, а также формирование компенсационного фонда (ст. 13 Федерального закона "О саморегулируемых организациях"). А в той же статье в п. 2 указаны и суммы взносов: "Компенсационный фонд первоначально формируется за счет взносов членов в размере не менее чем 3000 руб. в отношении каждого члена". Той же статьей предусмотрены минимальные размеры страховых сумм: "В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации системы личного и (или) коллективного страхования минимальный размер страховой суммы каждого члена - не менее 30 000 рублей в год".
Для проверяемых организаций наличие подобных фондов дает возможность в будущем возмещения убытков, допущенных по вине аудиторов и (или) аудиторских компаний в досудебном порядке через соответствующую саморегулируемую организацию аудиторов.

А.В.Климов
Эксперт "НА"
Подписано в печать
16.01.2009

Все новости